Артем Коварный *Это название рецензии, если кто не понял)*
Переводчики "Артемиса Фаула" - еще одного модного западного детского сериала - русифицировали почти все фамилии героев (Short заменяется на Малой, и т. д.), кроме имени героя главного. Однако в тексте встречается указание на то, что и его имя - "говорящее", и "Фаул" следует трактовать как "коварный". Коварства этому персонажу и впрямь не занимать. Двенадцатилетний отпрыск старинного бандитского рода обращается с волшебными существами ирландского пантеона, загнанными людьми под землю, мягко говоря, не очень хорошо.
Поначалу, читая книгу, сочувствуешь не столько протагонисту, сколько его жертвам - обманутым эльфам, у которых Артемис намеревается отобрать накопленные сокровища. Бледный, хладнокровный, хитроумный Фаул не гнушается шантажом, подкупом и прямым насилием. Украв у живущей в Сайгоне спившейся старухи-эльфийки книгу с заклинаниями, он похищает выбравшуюся на поверхность земли девушку из полицейского управления "Лепрекон", а затем требует выкуп у ее растерявшихся собратьев (ведь они не хотят, чтобы люди узнали об их существовании).
Ирландец Йон Колфер написал книгу разбитную, энергичную и смачную (думаю, не будет излишним предупредить родителей, что пара шуток в книге связана с испускающим газы гномом, - впрочем, в современных мультфильмах дети могут увидеть и не такое). Если "Гарри Поттер" - это детский детектив, то "Артемис Фаул" - это детский авантюрный триллер, повесть в манере Элмора Леонарда ("Вне поля зрения") или Дональда Уэстлейка (самая известная экранизация - "Расплата" с Гибсоном). Как и заведено в этом жанре, мы видим действие то глазами главного героя - афериста, то глазами его противников, обсуждающих планы по его уничтожению. Враждующие стороны пользуются всеми современными видами оружия, обмениваются короткими остроумными фразами (а в одном из эпизодов гоблины так и вовсе перетирают на русской фене) и пытаются любыми способами надуть друг друга. Драйв в книге есть, главный герой в итоге оказывается не таким уж и плохим - так что для детей, любящих смотреть репортажи со смертельных боев и современные боевики, книга окажется адекватным развлечением. Тем более хорошо, что, развлекая, Колфер не забывает и поучать - героя беспокоят не только деньги, но и здоровье мамы, и судьба пропавшего без вести отца. Думаю, детей порадует и предложенная им лингвистическая загадка - по низу всех страниц книги идет запись, написанная эльфийским алфавитом. Расшифровав ее, читатели узнают новые подробности из жизни самого молодого из коварных мошенников.
Иван Якшин
("Книжная Витрина", Еженедельный информационный бюллетень № 39, 2003 г.)
Источник
Й.Колфер. Артемис Фаул: Код Вечности. - М.: ЭКСМО; СПб.: Домино, 2004. - 528 с. - пер. Н.Берденников, А.Жикаренцев. - (Артемис Фаул)
Артемис-программист
Обложка третьей книги об Артемисе Фауле стилизована под постер "Матрицы". К сюжету романа "Код вечности" она, однако, имеет весьма отдаленное отношение - возможно, "Люди в черном" оказались бы более подходящей моделью для художника-оформителя. Ведь высокопарной философией "Матрицы" тут и не пахнет, зато все признаки юмористического фэнтэзи налицо, да и пересечения с "Людьми" имеются: эльфийские спецназовцы обещают помочь главному герою лишь если он согласится почистить свою память и забыть о том, что встречался с волшебными существами. С компьютерами эту книгу связывает лишь главный артефакт - супер-мега-устройство "Всевидящее око", изготовленное малолетним ирландским преступником Артемисом Фаулом из военных трофеев, оставшихся от разгромленного им эльфийского спецназа. "Око" - ноутбук размером с небольшой кубик, умеющий за считанные секунды выполнять работу, с которой все компьютеры Америки справятся лишь за неделю. Это чудо техники похищает дряхлый американский злодей и Артемис вместе со своими закадычными врагами - эльфами должен его вернуть. Далее идет стандартный детский юмористический боевик с участием тупых итальянских мафиози и гоблинов-гопников. Изменений в стилистике сериала о Фауле нет, Колфер по-прежнему забавен, энергичен и не забывает прочитать мораль: Фаул-старший после мурманского плена одумался, решил встать на путь праведника и подталкивает к этому сына. Но Артемис пойдет своим путем...
Иван Якшин ("Книжная Витрина", Топ-Книга)
Источник
Йон Колфер «Артемис Фаул. Секретные материалы.
Фэнтези; Вид книги: Сборник; Пер.: пер. с англ. Н. Береденникова; Издательства: Эксмо, Домино; Выход: 2005; Серия: Артемис Фаул; Номер в цикле: 4
Авантюрист и семь гномов
Есть книги, рассчитанные специально на горячих фэнов популярных сериалов. Это могут быть путеводители, атласы, генеалогии, сведения об истории и географии вымышленных миров, хронологические таблицы и тому подобное. “Секретные материалы” — из этой когорты. Правда, кроме словарика, кроссворда и головоломок, шуточных тестов и интервью, в сборник входят и две небольшие повести.
“Посвящение” рассказывает о последнем испытании Элфи Малой перед вступлением в корпус ЛЕППРКОН. Майор Крут вывозит Элфи на небольшой остров, чтобы устроить там пейнтбольную стрелялку. Однако вместо тренировочного боя Элфи ждет настоящая опасность.
В повести “Седьмой гном” (прямой сиквел первого романа о Фауле) мы вновь встречаемся с гномом-взломщиком Мульчем Рытвингом, одним из самых колоритных персонажей цикла. Артемис Фаул шантажом вынуждает Рытвинга участвовать в похищении драгоценной диадемы.
Итог: еще две повести о юном гангстере, написанные по-колферовски легко и непринужденно. Если вам очень нравится сериал о Фауле, можете смело приобрести и “Секретные материалы”. А если вы не фанат — спите спокойно.
Источник
Йон Колфер «Артемис Фаул. Ответный удар.
Оригинальное название: Artemis Fowl. The Opal Deception; Фэнтези, детектив; Вид книги: Роман; Пер.: Николай Берденников; Издательства: Эксмо, Домино; Выход: 2005; Серия: Артемис Фаул; Номер в цикле: 5
Артемис умер, да здравствует Артемис!
Если помните, в «Коде вечности» (третьей книге о приключениях Артемиса Фаула) юный преступник всерьез собирался завязать со своими приключениями. Но Йон Колфер, поклонники, а главное — всемогущий рынок — распорядились иначе. Вслед за сборником дополнений и приложений «Секретные материалы» последовал «Ответный удар».
Главная злодейка подземного мира Опал Кобой выходит из комы, одурачивает охранников и затевает новый план. Для начала вредной пикси надо разобраться со своими прежними обидчиками — Элфи Малой, Жеребкинсом и, разумеется, Фаулом. Но ирландскому мальчишке палец в рот не клади — не моргнув глазом, откусит, а потом вокруг этого самого пальца и обведет. Погони, полеты, техномагия, невозмутимый Дворецки — все это осталось неизменным, но вот концовка поражает политкорректностью. Фаул становится законопослушным юношей и собирается теперь вместе с Элфи раскрывать преступления — как среди людей, так и среди эльфов.
Итог: судя по всему, старый добрый Фаул остался в прошлом. Если первые части цикла были чем-то вроде блестящего страудовского «Бартимеуса», то теперь Колфер, похоже, будет писать типичный детский фэнтези-детектив.
Добавлено (20.01.2009, 23:49)
---------------------------------------------
Источник
Йон Колфер «Затерянный мир.
Оригинальное название: Artemis Fowl and the Lost Colony; Детское авантюрное фэнтези; Вид книги: Роман; Пер.: Н. Берденников; Издательства: Эксмо, Домино; Выход: 2007; Цикл: Артемис Фаул; Номер в цикле: 5
Дежа-вю по-ирландски
Артемис Фаул вновь принялся за старое?! Увы, нет. Гениальный паршивец, чуть повзрослев, превратился почти в пай-мальчика. Беспринципный гангстер, ставший «хорошим», — что может быть гаже?
Детские фэнтезийные авантюры ирландца Йона Колфера изначально писались как неполиткорректная антитеза Гарри Поттеру. Симпатичному и бескорыстному малолетнему колдуну сознательно противопоставлялся эгоистичный сверстник, который при помощи сообразительности пытается вышибить побольше деньжат, избрав в качестве мишени волшебный народец. Это было свежо и оригинально — особенно на фоне вала поттеровских клонов, захлестнувших рынок детского фэнтези. Не зря первые книги о Фауле вызвали протесты со стороны родителей и учителей: дескать, куда пытаются завлечь наших чад? Однако по мере нарастания популярности цикла, Колфер (вероятно, не без давления издателей), как будто вспомнил, что не просто сочиняет лихую криминальную историю, а пишет для детей, коих следует всячески поучать. И постепенно Фаул утрачивает черты циничного бандита, превращаясь в типичного детского «героя», в меру слюнявого и сентиментального. Честно говоря, читать это было невмоготу.
Пытаясь исправить ситуацию, Колфер решил ввести в сюжет нового персонажа. Знакомьтесь, 12-летняя красотка Минерва Парадизо — невинная, гениальная, эгоистичная. Она бросает вызов Артемису Фаулу, своему кумиру, ибо жаждет превзойти его любой ценой, и неважно, кто пострадает при этом. Сюжет «Потерянного мира» до боли напоминает самую первую книгу о Фауле. Юный гений с корыстной целью захватывает представителя волшебного народца. Только теперь Фаул выступает за «хороших», а в фокусе повествования оказывается раса демонов. Впрочем, и Минерва недолго выглядит оторвой. Она так, просто погулять вышла... Что до Артемиса Фаула, то он повзрослел, поумнел и поскучнел. Вероятно, поэтому основной сюжет крутиться вокруг нового колоритного персонажа — бесенка Номера Первого.
Итог: книга совсем неплоха, но предназначена исключительно для развлечения, напоминая добротный голливудский боевик. Ярко, зрелищно, временами остроумно, но забывается через пять минут.
Добавлено (20.01.2009, 23:55)
---------------------------------------------
Источник
Рецензия «Афиши». Дарья Варденбург.
Артемис Фаул.
Первая книга трилогии про 12-летнего преступника-вундеркинда Артемиса Фаула, получившая 6 литературных премий. Очередной конкурент Поттера, как вы сами понимаете; натурально, в Голливуде уже собираются снимать о малолетнем преступнике фильм.
Начинается все — как обычный детектив (Артемис со своим слугой и телохранителем Дворецки сидят в сайгонском кафе и ждут вьетнамского связного), но уже в первой главе на страницах появляются какие-то гномы, эльфы и тролли и переворачивают все с ног на голову. Никакой это не детектив, а фэнтези-боевик — с волшебством, драками, взрывами и кровью. Оказывается, что Артемис Фаул предпочитает грабить не людей, а волшебный народ, живущий под землей. Народ сопротивляется и посылает войска.
Похоже на игру Джоан Ролинг: волшебство существует рядом с нами, надо только его увидеть, но ролинговские колдуны консервативны, они обходятся волшебными палочками и метлами, отчего и выглядят правдоподобно. А гномы и эльфы Колфера воспринимаются как пародия на людей: у них есть своя полиция, свои туристы и свои карманники, они пользуются компьютерами и владеют самым современным оружием. Следить за борьбой Фаула и волшебного спецназа интересно, но ведь никакой романтики! Вместо отваров из крысиных когтей — трехствольные бластеры, вместо плащей-невидимок — защитные экраны. (Колфер не первый раз так поступает со сверхъестественными существами — в его предыдущей книге «Четыре желания» ангелы и черти расхаживали с мобильниками и стучали по клавишам компьютеров.)
И еще одна вещь смущает. Чтобы добраться до золота, Артемис Фаул не гнушается ни похищением, ни обманом. Бледный, нервный (но внешне абсолютно спокойный), с прилизанными волосами, он похож на жестокого робота. Пока вокруг льется кровь и тролль ломает хребет слуге Артемиса, сам он сидит в кабинете, окруженный мониторами, и продумывает очередной ход. Прав один из героев книги, кентавр Жеребкинс: мальчишка вообразил себя профессором Мориарти. Понятно, конечно, что Фаул только притворяется мерзавцем, а на самом деле несчастен и одинок. Но мне, честно говоря, трудно полюбить героя, который 400 страниц подряд думал о том, как бы ему заполучить чужое золото. Так что самоотверженный Поттер посимпатичней будет. Ладно, впереди еще две книги — наверняка Фаул успеет совершить какой-нибудь подвиг.